Лыжная база

Лыжный спорт, лыжероллеры, спортивное питание

Публикация

Подготовка лыж

27 Февраль 2011

a006

Жизнь заставляет искать новые варианты подготовки лыж не только к стартам, но и пробовать на тренировках всё, что есть в своём арсенале. Погода порой преподносит свои капризы, то морозно, то сухо, то свежий снег и т. д. И перебирая свои папки с черновиками — док. нашёл интересную на мой взгляд статью о том как всё это делается. Подготовка лыж, с комментариями специалистов.

Утюг, щетки, парафины и другие инструменты

«В предолимпийский год я был очень нагружен: следовало налаживать контакты с фирмами-производителями средств для подготовки лыж, разузнавать о каких-то новшествах в этой сфере. Если же будешь работать лишь с тем, что они предлагают для широкой продажи, то ничего не получится. Необходимо действовать на опережение, хватать только что изобретенное и сразу применять его на практике. Иначе ты и твои спортсмены обречены — в части подготовки лыж — быть среди отстающих.

Каждая из фирм является спонсором какой-то команды. “Свикс” работает в основном с норвежцами, “Токо” предпочитает контактировать с немцами. Понятно, кем в первую очередь осваиваются все “ноу-хау”. Кстати, сборные Германии и Норвегии спонсируются практически всеми существующими фирмами. И те за одну рекламную фотографию в журнале готовы отдать свою лучшую продукцию. А значит, эти биатлонисты всегда имеют определенное преимущество перед спортсменами из других стран.

— Как обстоят дела у россиян?

— Раньше у наших восточных соседей постоянно возникали проблемы с подготовкой лыж. Сейчас же в команду пришел новый специалист, бывший лыжник, несколько лет проживший в Италии. И благодаря его контактам положение постепенно выравнялось.

У белорусов тоже выход один — налаживать личные взаимоотношения с фирмами. А заинтересованность у тех есть, потому что в последнее время наши лыжи едут хорошо. Это отличная реклама фирмачам, которых я регулярно перед стартом приглашаю в вакс- кабину (от слова “wax” — мазь. — “ПБ”.), да и сам к ним в домики наведываюсь постоянно. Люди из других команд это отмечают, и процент продаж соответственно растет.

— Неужели удачный вариант делаете достоянием гласности?

— Как раз это стараемся оставить в тайне, завуалировать свои действия, хотя “шуршание” вокруг идет вовсю. Народ все время наблюдает. И мы, ясно, смотрим за другими, особенно за норвежцами. Ведь как дело происходит? Приезжаешь на соревнования, приступаешь к подготовке лыж, и — раз! — какая-то смазка начинает здорово работать. Поскольку запаса большого ее не держишь, то бежишь к фирмачу, покупаешь еще. А тем временем конкуренты бдят: в какую кабинку чаще всего и кто заскакивает.

— Своеобразный мониторинг, короче говоря…

— Месяц назад мы с Поповым были на тренерском семинаре в Рупольдинге, и представитель швейцарской фирмы “Токо” в докладе положительно отозвался о сметке белорусов. Он сказал, что сейчас широко используются так называемые структуры, то есть рисунок на пластиковой поверхности, который наносится на заключительной стадии обработки лыж. Но одними из первых ухватились за эту идею именно белорусы.

А остальные долго не могли понять, почему в теплую погоду наши лыжи едут лучше. Потом все-таки подсмотрели и тоже взяли на вооружение. Причем я отлично помню, когда это произошло! В 2003 году Айдаров в страшную оттепель стал на этапе Кубка мира в Лахти третьим. Он финиширует на стадионе, все видят, как отлично, несмотря на последнюю стартовую группу, работают его лыжи. Телевидение держит белоруса в кадре. И тут к Алексею подходит Гросс: дай-ка на лыжу взглянуть! Берет, и камера “Евроспорта” на весь мир показывает бороздки, нанесенные на поверхность! С тем и закончилось наше преимущество, к следующей зиме новшество освоили остальные…

А ведь мы и собрания проводили и напоминали постоянно: ребята, ставьте лыжи так, чтобы не было видно картинки. Потому что в теплую погоду рисунок — это основной штрих в подготовке лыж.

Cтруктуры

— Однако структуры, помню, начали применяться гораздо раньше, еще за несколько лет до этого случая…

— Да, но тогда они только-только внедрялись и были очень грубыми. Сейчас же их разновидностей существует десятка два, и главное — выбрать правильную комбинацию. Так что мы были одними из первых, кто начал применять эти “елочки”. А откуда они у нас взялись — сказать не могу, лишь отмечу, что благодаря личным контактам.

— Приведи какой-нибудь яркий пример, когда опередили вас?

— К Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити одна из фирм (опущу ее название из тактических соображений) выпустила спрей. Им пользуются, когда наносят последний слой смазки и…

Слушай, давай-ка, чтобы все было понятно даже не специалистам, кратко обрисуй процедуру подготовки лыж.

— У нас система такая. Биатлонисты имеют в среднем по десять пар лыж. Каждая отличается друг от друга по жесткости и составу пластика. Перед стартом спортсмен должен выбрать лучшую пару именно на данную погоду. Он приезжает из гостиницы на стадион и получает все лыжи, заплавленные одинаковым парафином. При этом необходимо учитывать, что лыжи с жестким носком не едут в теплую погоду, так как зарываются в мягкую трассу. А вот в мороз по твердому снегу они как раз хорошо держат направление и не разъезжаются.

Задолго до этого начинается кропотливая работа по составлению приемлемых вариантов смазки. Откатывая тестовые лыжи, выбираем грунтовый парафин. Он кладется под утюг, по технологии выдерживается двадцать минут, вычищается скребками и щетками, и его остаток составляет первый, основной слой. Потом выбирается фтористый порошок, который также расплавляют утюгом, выдерживают и снимают. Поскольку опыт у меня уже есть, я примерно знаю, что и где должно работать, то испытываем всего комбинаций восемь. Затем тестируем приблизительно столько же различных ускорителей в виде паст, карандашей, таблеток (ими поверхность натирают, дают лыже постоять, а потом полируют пробкой), а также эмульсий и спреев. И смотрим: дают ли они прибавку в скольжении? Улучшение действует только короткое время, как правило, его хватает лишь на разгон. Если же прибавки нет, то ограничиваемся порошком. И как последний штрих, в случае необходимости, наносим выбранную структуру.

Вся работа очень объемна, поэтому начинаем мы ее как можно раньше. К счастью, у нас была расширена сервисная группа, и поэтому три пары “откатчиков” действуют параллельно: одна тестирует парафины, другая — порошки, третья — ускорители. Но все равно, процесс напряженный, непрерывный, многочасовой, пот течет по спине, заливает глаза, в кабине дым коромыслом, в маске дышать тяжело. Вот такая технология…

Чтобы люди поняли, каковы расходы, дам приблизительный расклад по цифрам. Баночки порошка (стоимость от 35 до 60 евро)(а сейчас уже $100 и более),  хватает на подготовку пяти пар лыж. На каждую гонку мы готовим двенадцати спортсменам (шести мужчинам и шести женщинам) по паре лыж. Плюс на тест засыпаем минимум восемь пар. Таким образом, только порошка понадобится банки четыре. Не считая всего остального…

121201115117381300x250.gif

1 пользователь прокомментировали «Подготовка лыж»

mmm пишет,
7 Апрель 2012 в 16:24 с 77.232.15.81    

Да это не деревяшки лет 15 назад натирать)))) и все равно не едут)

Оставьте свой комментарий

 Имя

 Почта

 Сайт


Внимание: Пожалуйста, дважды проверяйте свои комментарии перед отправкой Замечание: Может быть активна процедура проверки, так что нет необходимости добавлять комментарий повторно

О проекте

myimgЭтот сайт мой личный блог
На нём есть много интересных статей
связанных с лыжным спортом